О некоторых конкурсах авторской песни

Лауреаты конкурса "Ильмены-2001":
Исполнитель — Ольга Шаршина (Челябинск).
Автор — Ольга Демчук (Челябинск).

Дипломанты:
Исполнители — Евгения Рассказова (Москва) и Татьяна Иванова (Новокуйбышевск).
Авторы — Александра Брюховских (Челябинск), Дмитрий Вагин (Омск), Андрей Феоктистов (с. Песчаное).
Композиторы — Алексей Макаревич (Бийск, Алтайский край).
Ансамбль — "Апрель" (Орск).

Спецпризы:
За лучшее исполнительское мастерство — Геннадий Балахнин (Тюмень).
За лучшую пародию на песни Олега Митяева — Кирилл Ермолаев и Владислав Люленков (Уфа).

Лауреаты конкурса "Наша смена" (до 18 лет):
Мария Соснина (Челябинск), Василий Мирошкин (Златоуст) и Наталья Дмитришина (с. Долгодеревенское Сосновского района Челябинской области).

С 1986 года началась история Всесоюзных фестивалей авторской песни, в основу которых были положены конкурсы авторов и исполнителей самодеятельной песни. Эти фестивали, которым предшествовали отборочные конкурсы в регионах, явились естественным результатом развития движения Клубов самодеятельной песни (КСП), охватившего практически всю страну. Они выявили новых талантливых представителей жанра, дали толчок его дальнейшему развитию. К сожалению, история этих фестивалей оказалась короткой. Было проведено лишь три Всесоюзных фестиваля (Саратов, Таллин, Киев). А после распада Советского Союза они прекратились.

Желание возродить эту нарушившуюся традицию побудило клубы самодеятельной песни Петербурга поддержать идею о проведении в городе на Неве регулярного Международного Фестиваля Авторской Песни "Петербургский аккорд", проводящийся раз в два года (с 1996г.). К 2002г. прошло три Фестиваля. Представители более 100 городов из одиннадцати стран стали их участниками и гостями. В октябре 2002 года в Петербурге пройдет Третий Международный Фестиваль Авторской Песни "Петербургский аккорд".


Александр Моисеевич Городницкий - председатель главного жюри международного фестиваля авторской песни «Петербургский аккорд-2000» говорил: «…о динамике фестивалей я могу судить, и мне
представляется, что динамика положительная. У меня об этом фестивале осталось отрадное впечатление по одной простой причине: обычно в фестивалях в основном участвовали ансамбли, исполнители, солисты, а новых авторов почти не было или были, но очень слабого уровня. А на этом фестивале впервые наметился перелом - пришла группа молодых поющих поэтов (я подчёркиваю слово поэтов), потому что я не могу не называть Александра Левина, (неважно, получил он или не получил призовое место), Ольгу Макееву, Ксению Полтеву. Пять-шесть поющих поэтов - это интересно, потому что опять качнулась авторская песня к поэзии в лице молодых, и отошла немножко от эстрады, к которой она сильно прислоняется на Грушинском и других фестивалях. Но на этом фестивале авторы о себе напомнили - мне приятно, что именно на Питерском фестивале такая тенденция проявилась и перелом возвращения к авторской песне к высокохудожественной поэзии.


Этот фестиваль получился действительно международным: приехали делегации из Израиля, Германии, США, и это очень важно - авторская песня как бы возвращается обратно, и возникает единое песенное пространство в обход политики. То что приехали Александр Медведенко (Израиль), Татьяна Синицына (Германия), Галина Богдановская (США) - это очень важно, это говорит о том, что мы все вместе поём в независимости от того, где мы живём» .

Цели фестиваля «Петербургский аккорд»:
• раскрытие новых творческих дарований в жанре авторской песни;
• содействие творческому росту авторов и исполнителей;
• приобщение молодежи к поэтическому и песенному творчеству;
• популяризация авторской песни;
• укрепление гуманитарных контактов с регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья.


Общее и творческое руководство проведением этого фестиваля осуществлял организационный комитет (оргкомитет), первоначальный состав которого (до фестиваля 1996) утверждается распоряжением председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. В дальнейшем оргкомитет самостоятельно принимает решения об изменениях в своем составе.


Организацию, подготовку и проведение фестиваля осуществляет Дирекция фестиваля, возглавляемая исполнительным директором, который утверждается оргкомитетом.


Программа фестиваля включает в себя:
• проведение конкурса;
• работу творческих мастерских;
• семинары, круглые столы;
• выступления участников и гостей фестиваля в концертах на предприятиях, в учреждениях и организациях, в концертных залах города и Ленинградской области.

Участниками Фестиваля являются:
• участники конкурса (конкурсанты);
• члены жюри конкурса (I и II туров);
• гости фестиваля (по персональным приглашениям).


Для участия в конкурсе приглашаются победители региональных конкурсов авторской песни, проведенных не ранее, чем за год до фестиваля и не позднее 20-го марта года его проведения, из различных регионах. От каждого региона приглашаются по одному победителю в каждой из пяти номинаций: авторы, композиторы, исполнители-солисты, вокальные дуэты и ансамбли.


Регионы имеют право выставить на конкурс двух представителей в одной номинации за счет своего представительства в другой номинации. При этом общий состав делегаций от региона, включая руководителя, не должен превышать 10 человек. Для Московского, Петербургского и Юго-Западного регионов квота удваивается. Оргкомитет вправе пригласить персонально для участия в конкурсе до 10 человек. Информация о победителях региональных конкурсов и полном составе делегации принимается оргкомитетом до 1 апреля года проведения фестиваля. Жюри конкурса образуется оргкомитетом из числа ведущих мастеров в жанре авторской песни. Творческие мастерские проводятся признанными мастерами в жанре авторской песни. Помимо перечисленных в участников фестиваля оргкомитет имеет право пригласить других лиц, которые будут иметь статус гостей фестиваля. Все мероприятия проводятся в соответствии с Программой фестиваля, утверждаемой оргкомитетом и рассылаемой в регионы не позднее 1 апреля года проведения фестиваля.


Конкурсанты участвуют в творческих мастерских на добровольной основе. Выбор творческой мастерской осуществляется участниками конкурса самостоятельно.


После завершения конкурса на одной из лучших концертных площадок Санкт-Петербурга проводится гала-концерт, в котором принимают участие лауреаты, дипломаты и гости. Программа гала-концерта утверждается оргкомитетом по согласованию с участниками концерта. Выступающие в гала-концерте участвуют в нем на безвозмездной основе.


В течение фестиваля проводятся семинары, круглые столы для обсуждения вопросов развития жанра авторской песни, даются концерты участников конкурса и гостей на различных площадках города и области. По просьбе оргкомитета каждый из участников конкурса и гостей фестиваля бесплатно участвует в одном из концертов в пределах 20 минут времени выступления.


Программой фестиваля могут предусматриваться и другие мероприятия ("чайхана", выступления, видеои аудиозаписи и т. п.).


Участие в этих мероприятиях носит добровольный характер.


Организаторы осуществляют содействие участникам фестиваля в посещении ими музеев и театров города, проведении экскурсий, организации концертов, приобретении билетов на обратную дорогу при условии предварительного согласования с дирекцией фестиваля. Транспортные расходы несут делегации от регионов. Расходы, связанные с проведением фестиваля, на проезд, проживание и питание, оплату гонораров членов жюри, гостей, несут его организаторы. Оргкомитет и дирекция фестиваля оставляют за собой право использовать (в том числе распространять) видеои аудиозаписи, произведенные во время фестиваля, сборники, выпущенные по его итогам, без выплаты гонорара участникам.


Но не только в нашей стране, но и за границей существует и развивается АМСТ. С 24 по 26 мая 2002 года на территории Berliner Schoenholzer Heide (Hermann-Hesse-Strasse 82, Berlin-Pankow), где созданы все необходимые условия для палаточного городка и большого количества зрителей, под открытым небом пройдет фестиваль "Русский Акцент".


В течение всех трех дней на различных сценах будут выступать барды и музыканты из Германии, России, Украины, Франции, Швейцарии и других стран, а также почетные гости фестиваля.


Два предыдущих фестиваля (в 2000 и 2001 гг.) вызвали большой интерес у русскоязычного населения Германии, а также у многочисленной немецкой аудитории. Уникальная дружеская, доверительная атмосфера фестиваля привлекла не только поклонников бардовской песни, но и людей мало знакомых с этим жанром.


С каждым годом программа фестиваля становится все более разнообразной. В этом году к уже ставшим традиционными концертам (выступления германских клубов, детский концерт, «свободный микрофон», гала-концерт с участием звезд) добавятся новые. «Дом Культуры Берлин» представит известных рок-музыкантов, кроме того, слушателей ожидают сольные концерты любимых авторов, а в специальном клубном шатре пройдут творческие встречи с бардами.


С 25 по 27 мая 2001 г. в Берлине проходил Второй Международный Фестиваль АП «Русский Акцент».


Почётные гости фестиваля: братья Мищуки, Леонид Сергеев, Андрей Козловский, Раиса Нурмухаметова, Дмитрий Бикчентаев, Владимир Туриянский.


По многим пунктам «Русский акцент» 2001 г. удался лучше предыдущего: организационные вопросы решались более чётко - практически отсутствовали заминки; расширилась программа фестиваля - появилась вторая сцена с концертами «Свободный микрофон» и «Около жанра», а программа выступлений на главной сцене была дополнена концертом немецких исполнителей. Таким образом, у одних появилась дополнительная возможность быть услышанными, а у других - познакомиться с чем-то нетрадиционным в рамках бардовского фестиваля. И погода проявила себя с привлекательной стороны: днём радуя всех солнечной и безветренной погодой, а ночью - удивительно ярким звёздным небом. «Звёздным» был и гала-концерт в субботу вечером, создавая незабываемое ощущение праздника. «Изюминкой» концерта стало попурри Мищуков и Сергеева под названием «Уплывает пароход» и рок-н-рольно-бардовский марафон Козловского.


Мнение Александра Моисеевича Городницкого (геолога, океанолога, поэта) нам важно. Он является Доктором геолого-минералогических наук, академиком РАЕН, заведует лабораторией в Институте океанологии им. Ширшова РАН. Песни пишет с 1953 года. Член Союза писателей СССР с 1972 года. Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню в 1965 - 1966 годах и др. Лауреат премии им. Булата Окуджавы (1999). Член и председатель жюри многих фестивалей, в том числе Грушинского. Он выпустил большое количество пластинок, магнитальбомов, компакт-дисков, книг. Многие его песни всенародно известны: «На материк», «Перекаты», «У Геркулесовых столпов», «Деревянные города», «Снег над палаткой кружится» и др. Вот что он говорит о развитии АМСТ на Западе: «…Там жанр развивается немного по другому. Там поют о том, что их волнует. Очень много песен, связанных с жизнью в эмиграции. Вот, например, в Канаде есть целая «школа» авторской песни, есть автор Овсищер Михаил. Автор, который мне наиболее интересен - это Марк Мерман , живет он в Арканзасе. Он когда-то был лауреатом фестиваля в Эстонии, по-моему, в 87 году, я его запомнил, и с тех пор много лет не слышал. Но когда я приехал в США, я послушал диски с записями песен, которые он пишет сейчас. Это, действительно, серьёзный интересный поэт. Пожалуй, он входит в тройку-четвёрку самых для меня «сильных» авторов. Когда меня спрашивают об авторах нового поколения, я в первую очередь вспоминаю это имя. У него очень серьезная тематика песен…» .