Барды

Добро пожаловать!

Каждый бард необычен, неповторим. Каждому свойственно своё восприятие мира. Но все они, тем не менее, легко воспринимаются народным мнением, служат источником правды.

Тезисы эссе Александра Мирзаяна

Мы ищем пути возрождения Отечества. Ищем достойный истинный фундамент национальной идеи, чтобы не возводить в очередной раз наш общий дом на песке или на лагерной пыли. Необходимо обрести и утвердить подлинное национальное начало и приоритеты. Этим началом, причем, началом в значительной степени нерукотворным, является наш русский язык.

Наиболее действенной и соприродной человеку формой обретения, освоения и развития языка у всех народов мира была песенная поэзия. Все дописменные и допечатанные культуры были песенными: Илиада, Одиссея, Махабхарата, Саги, Слово о Полку, Былины и т.д.

Сегодняшнее влияние песни на формирование языка происходит еще более активно, поскольку песня стала жанром тотального присутствия: TV, радио, магнитофоны, диски... Песня стала, фактически, частью экологии и нарастание этого “вторжения” - очевидно. Влияние языка на человека и на общество – неоценимо. Потому и служение словесности расценивалось у нас как служение Отечеству. Отсюда и культ русских поэтов, бардов, писателей. Это наши национальные пророки и учителя. Ни в одном государстве, ни у какого народа слово не занимало такого положения.

Исследования последних двух веков показали, что язык и мышление явления тождественные. Организация и стиль процессов мышления, возможности духовных и аналитических постижений есть функция языка и напрямую связаны и предопределены особенностями и возможностями данного языка. Феномен “загадочной русской души и русского сознания” есть феномен и загадка “великого и могучего” русского слова.
Высшая форма существования и развития языкаесть поэзия. Феномен русской поэзии в дополнительных представлениях не нуждается. Современная наука констатирует, что принципы организации поэтического мышления напрямую соотнесены с принципами и организацией научного мышления, его характером. Отечественная научная мысль - прямое тому подтверждение.

Причем, поэзия явлена через песню. Песня - это дописменная и допечатная форма “печати”, “трансляции” и памяти (т.е. хранения). Секрет этих возможностей у данной формы искусства очевидно в том, что песня - это возможность говорения (и думанья) одновременно несколькими текстами: поэтическим, музыкальным и интонационным (эмоциональным). Это одновременное обращение к нескольким каналам восприятия, причем в очень органичной, соприродной человеку форме. И взаимодействие этих текстов помогает воспринять и усвоить всю полноту информации. Это значит, что помимо усвоения языка, песня дает возможность непосредственного усвоения эмоционального, переживательного опыта, опыта состояния, культуру чувств, т.е. как бы сам жизненный опыт. Песня - самая активная и убедительная форма переживания, обращения в свое состояние, в свои чувства, в свой язык, в свою веру. Не случайно у всех народов мира религиозные службы построены на песнопениях. Силу песенного воздействия прекрасно понимали идеологи всех тоталитарных государств и использовали песню как основной инструмент идеологии.

Русская Авторская Песня (АП) явила собою “благую весть” о живой человеческой душе, заставила по новому ощутить, воспринять себя и окружающие реалии.

Имена основоположников жанра АП - Окуджавы, Высоцкого, Галича, Городницкого, Кима, Визбора - стали паролевыми, тестовыми, на принадлежность к общности нового самосознания. Эти авторы дали нам возможность пережить и почувствовать, что у нас внутри не “пламенный мотор”, а живое человеческое сердце, что в каждом из нас - живая душа и мы несем за нее ответственность. Эти песни совершили наше внутренне преображение. Они стали как бы нашей мирской, гражданской “литургией” атеистического общества. И они обратили нас в свою веру, в центре которой была человеческая личность, ее живая, мыслящая душа, исповедующая ценности вполне христианского характера.

Песня была и остается начальной матрицей культуры и языка. И в контексте сегодняшней песенной экспансии и всех перечисленных ее свойств, она уже стала самой влиятельной силой несущей диктат языка, ценностных установок, культуры переживания, культуры чувств.

Песня - наиболее органичная, исторически и генетически предопределенная форма и инструмент обретения языка. Разумеется, если это песня, в которой язык представлен во всем многообразии поэтических форм.

В этом смысле у АП накоплен значительный потенциал и опыт приобщения к слову. Ведь основная функция песни и есть сделать ее язык - языком каждого. Обретая язык, мы обретаем настоящее и будущее, культуру и науку, человека и нацию.

Словарь терминов

Авторское музыкальное самодеятельное творчество (АМСТ) - общемировое культурное явление, создание и исполнение музыкальных произведений авторами.


Авторская песня - часть АМСТ – социокультурное явление, возникшее в 50-х гг. ХХ века, как альтернативный официальному вид отечественной поэзии, произведения которого исполнялись под аккомпанемент; в настоящее время – вид песни с глубоким содержанием текста.


Бард – в настоящее время то же, что и автор-исполнитель.


Клуб Самодеятельной Песни (КСП) - общность людей, занимающихся АМСТ, изучением его истории, архивированием образцов АМСТ, организацией мероприятий в области АМСТ и коммуникацией членов клуба.
Конкурс – соревнование, проводящееся, как правило, на заранее известных условиях.


Любительство – самодеятельное движение в сфере свободного времени, проявление социально-культурной активности людей.


Музыкальное творчество - свободная деятельность людей, направленная на создание новых, никогда ранее не бывших образцов музыкальной культуры общества.


Самодеятельное творчество - свободная деятельность людей, направленная на создание образцов культуры на непрофессиональной основе.


Фестиваль – массовое празднество, показ, смотр лучших достижений искусства, творчества.