Коллекционные музыкальные инструменты. Контрабас

Статья о серии журналов Коллекционные музыкальные инструменты здесь.

К журналам, к каждому выпуску, прилагается коллекционная миниатюра - музыкальный инструмент. В 6 номере вышел контрабас. Миниатюра сделана из дерева.

В 7 номере - флейта (металлическая миниатюра).

Контрабас — это самый большой и самый низкий по звучанию из струнных инструментов. Он издаёт звук за счёт колебания струн при проведении по ним смычком или защипывании пальцами. История происхождения контрабаса уходит корнями в XVI век. Именно тогда существовал инструмент под  названием виолоне, или басовая виола, от которого, по всей видимости, и происходит контрабас. Однако лишь в XIX веке он окончательно обрёл форму и характеристики, известные нам сегодня, объединив в себе черты, свойственные инструментам из семейств виол и скрипок. На протяжении этого века контрабас прочно  закрепился в оркестрах, где играл второстепенную роль, усиливая партию виолончели.

Сложность игры на этом  инструменте, обусловленная его крупными размерами,    изначально препятствовала его пути на большую сцену.

Несмотря на это, в конце XVIII и на протяжении всего XIX века некоторые композиторы начали активно спользовать контрабас. Так, постепенно он сумел завоевать уважение музыкантов и слушателей. Лишь во второй половине XX века начался настоящий расцвет контрабаса, которым он обязан деятельности талантливых исполнителей, педагогов и в особенности джазу. Это музыкальное направление предоставило контрабасу возможность проявить себя в сольных партиях и создавшему условия для формирования новых исполнительских техник.

Благодаря расширению репертуара и появлению специализированных учебных заведений, контрабас стал инструментом, которому есть место во всех музыкальных направлениях.

Контрабас - это единственный инструмент семейства струнных, размер которого приблизительно соответствует росту играющего на нём музыканта. Хотя сейчас его длина составляет около 1,80 м, на протяжении XIX века создавались модели, намного превышающие этот размер.

Например, Жан-Батист Вийом изобрёл октобас, инструмент с тремя струнами, который достигал почти четырёх метров в высоту! Для игры на этом огромном инструменте требовалось два человека. В конце того же века американец Джон Гейер превзошёл Вийома и создал большой контрабас высотой четыре с половиной метра.

Изготовление контрабаса

Процесс производства контрабаса несколько отличается от изготовления скрипки, хотя и похож с ним (только все детали имеют гораздо больший размер).

Коренные отличия наблюдаются в технологии фабричного производства по сравнению с методами работы ремесленников. На заводах на некоторых этапах производственного процесса важную роль играет обработка деталей на механических станках.

В случае мастеров индивидуальная манера работы каждого из них определяет наличие множества разных методов создания инструмента, не позволяя выделить единственную технологию производства. Используя шаблоны, мастер-лютье обрезаемо краям деревянные листы, а затем придаёт формуудекам и обечайкам инструмента. Ввиду значительности размеров контрабаса каждая дека состоит из двух, а иногда и из трёх частей. Верхняя дека обычно изготовляется из ели, а для создания задней деки, как правило, используется клён. Процесс моделирования корпуса контрабаса похож на процесс создания скульптуры: ему придают форму полукруглым долотом, а затем шлифуют различными инструментами.

Для соединения деталей производители контрабасов, пользующиеся ремесленными методами, применяют горячий натуральный клейстер животного происхождения. Благодаря этому при возникновении необходимости разобрать контрабас склеенные части можно достаточно легко разъединить.

Верхняя дека с внутренней стороны укрепляется деревянным брусом (иногда двумя), выполняющим акустические функции и помогающим деке выдерживать нагрузки.

Перед установкой струн внутрь контрабаса вставляется душка (деревянная круглая палочка), перпендикулярно соединяющая заднюю и верхнюю деки и выполняющая две функции: укрепление корпуса и передача вибрации.

После этого контрабас готов к нанесению лака. Для этого применяется натуральная смесь из смол и цветного лака, от вязкости которой зависит внешний вид отделки.

Форма и строй контрабаса

Форма и строй контрабаса, наиболее распространённые в наши дни, сформировались I в XIX веке.

Несмотря на то, что в некоторых случаях количество струн может меняться (в симфонических оркестрах обычно используются пятиструнные инструменты), а разные модели слегка отличаются формами, контрабас обладает вполне установившимися характеристиками.

Самый крупный из струнных инструментов становится более узким у шейки, которая за колковой коробкой заканчивается улиткой. Его плечи образуют острые углы — эту черту контрабас унаследовал от
виолы да гамба. На верхней деке имеются резонаторные отверстия в форме буквы f, как у скрипок.

• Французская модель контрабаса имеет плоскую заднюю деку. Верхняя дека напоминает деки семейства скрипок, хотя она меньше по размерам, чем должна была бы быть, принимая во внимание низкий регистр
инструмента.

• Обычно высота инструмента составляет около 1,80 м. Она примерно равняется росту музыканта.

Смычок для контрабаса

Смычок — это тонкая трость из фернамбука с пучком конского волоса, которым музыкант касается струн. Конский волос на смычке натирается канифолью — смолой, способствующей более плотному прилеганию к струнам и более точной вибрации.