Музыка

Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты). М. - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С др. разновидностями (речь, инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени М. сближается с речью, точнее, с речевой интонацией, выявляющей внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и др. характеристик звучания голоса. Это родство позволяет говорить об интонационной природе М.

Вместе с тем М. существенно отличается от всех остальных разновидностей звуковой деятельности людей. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, музыкального звучания принципиально отличаются от них строгой высотной и временной (ритмической) организованностью. Эти звучания входят в исторически сложившиеся системы, основу которых составляют тоны, отобранные музыкальной практикой данного общества. В М. используются и звуки неопределённой высоты (шумы) или такие, высота которых не принимается во внимание, однако они играют побочную роль. В каждом музыкальном произведении тоны образуют свою систему вертикальных соединений (созвучий) и горизонтальных последований - его форму. В содержании М. главенствующую роль играют эмоциональные состояния и процессы (а также волевые устремления). Их ведущее место в музыкальном содержании предопределяется звуковой (интонационной) и временной природой М., позволяющей ей, с одной стороны, опираться на многовековой опыт внешнего выявления людьми своих эмоций и передачи их др. членам общества прежде всего и главным образом посредством именно звуков и, с другой - адекватно выражать эмоциональное переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями.

Из различных видов эмоций М. воплощает главным образом настроения. Широко представлены в музыкальном содержании также эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов). Это позволяет М. раскрывать не только психологические состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном (но не переводимом на язык слов), весьма тонком и "заразительном" выражении эмоций М. не знает себе равных. Именно на этом основано широко распространённое определение её как "языка души" (А. Н. Серов).

В музыкальное содержание входят также "художественные мысли", тесно связанные с эмоциями, "прочувствованные". При этом, однако, собственными средствами, без помощи слов и др. внемузыкальных факторов М. может выразить не все виды мыслей. Ей не свойственны предельно конкретные мысли-сообщения, содержащие информацию о каких-либо фактах, и предельно абстрактные, не вызывающие эмоциональных и наглядно-образных ассоциаций. Однако М. вполне доступны такие мысли-обобщения, которые выражаются в понятиях, относящихся к динамической стороне социальных и психических явлений, к нравственным качествам, чертам характера и эмоциональным состояниям человека.

Загадочная музыка

Среди всех видов искусств музыка – самое загадочное. Мы порой не замечаем, как тесно связана с нею наша жизнь. Под звуки музыки веселятся и грустят, мечтают и маршируют, размышляют и провожают в последний путь ушедших от нас. Музыку можно слушать, но музыкой можно и жить. Выдающийся певец или музыкант – это целая эпоха. Так было с Шаляпиным, Карузо, Рахманиновым. Свои миры создали «Биттлз», Высоцкий, Окуджава, Визбор. Вне времени и пространства – музыка Баха, Вивальди, Моцарта, Чайковского. Звуки их музыки – это голос Вселенной, голос Вечности…


Музыка – это голос Природы. Есть музыка леса, полная шелеста деревьев пения птиц, музыка моря с высокими, отрешёнными криками чаек и плеском волн, музыка старинных библиотек с шелестом пожелтевших страниц и скрипом паркета… Музыка тёплой южной ночи наполнена звоном цикад. Мир музыки – это мир чувств. Связан ли этот мир с миром физики, миром строгих формул, уравнений, чётких выводов? Да и надо ли связывать эти миры? Не обеднят ли они друг друга? Или дополнят? Или уничтожат? Об этом и пойдёт сегодня речь.


Что крепче всего на свете? Что быстрее всего? Что легче всего? Что мягче всего на свете? Думаете перина? Подушка? Нет, воздух. Воздух податливее и мягче пуха. А что на свете самое упругое. Не пружины, не резинки, а всё тот же воздух. Не смотря на свою мягкость, он чрезвычайно упруг. Не будь этого, мы не надували бы им свои мячи. Упругость «сверхмягких тел» - газов – в своё время удивила физиков и служила поводом для горячих споров. Недоумение разрешил Михаил Васильевич Ломоносов. Виновником такого «чуда» оказалось беспорядочное движение молекул газа. Бомбардируя стенку сосуда, вмещающего газ, они создают давление, которое упрямо борется со сжатием.

Итак, наш мир погружён в огромный упругий океан. И именно поэтому наш мир полон звуков. Хлопком в ладоши мы быстро сжимаем воздух. Он, благодаря своей упругости, тут же расширяется и сдавливает соседние участки атмосферы. Те, сжавшись в свою очередь, стремятся расшириться – всё дальше распространяется невидимая волна, а достигнув нашего уха, она ударяется о барабанную перепонку и создаёт ощущение, которое мы называем звуковым. При распространении звуковой волны среда в целом не движется. В ней лишь несколько смещаются вперёд – назад составляющие среду частицы – молекулы воздуха, воды, атомы в твёрдых телах.

Передача колебаний происходит как бы эстафетой – от одних частиц к другим. Вперёд – назад – это означает, что частицы перемещаются от источника колебаний и к нему, т.е. в направлении, по которому распространяется волна. Такие волны называются продольными. В воздухе возможны только продольные волны. При этом расстояние между соседними частицами периодически то уменьшается, то увеличивается по сравнению со средним расстоянием между ними, когда волны нет. В среде образуется сжатия в одних областях и разрежение в других, периодически сменяющие друг друга в процессе их перемещения. Поэтому продольные волны ещё называются волнами сжатия и разрежения.