Песенно-хоровое творчество

Из всех жанров профессионального творчества массовой песне принадлежала тогда самая действенная роль. Именно в 20—30-х годах прочно сложились, типизировались ее основные характерные черты: острая актуальность современной темы, дух боевого товарищества, коллективизма; лапидарость, порою плакатность песенно-поэтического образа, призывно-властная и по-русски певучая интонация, собранная и динамическая энергия четко и резко акцентированного маршево-го ритма. Таковы песни «Первая Конная», «Конница Буденного», «Винтовочка» А. Давиденко, лучшие песни Д. Васильева-Буглая, «Молодая гвардия» Б. Шехтера и других любимых композиторов-песенников тех лет.

С традицией русского народного пения, революционной песен-ности связаны прекрасные хоры А. Давиденко «Улица волнуется» и «На десятой версте от столицы» (из созданной группой молодых авторов оратории «Путь Октября») или его же «Море яростно стонало». Эти произведения и сейчас волнуют силой художественной правды, зрелым мастерством, глубоким постижением народно-песенного стиля.
К лучшим созданиям советского песенного творчества 20-х годов принадлежит сделанная А. В. Александровым превосходная обработка известной песни гражданской войны «По долинам, по загорьям». Впоследствии она приобрела поистине мировую популярность.

Успешно работали в то время в жанре хоровой песни и другие композиторы — крупные мастера старшего поколения (например, А. Д. Кастальский), а также многие талантливые представители тогдашней молодежи.