Симфоническая музыка 20-х годов

Новые значительные явления возникли в 20-х годах в монументальных жанрах советской музыки. Замечательный мастер-симфонист Н. Я. Мясковский написал произведения, соединившие остроту драматических конфликтов с той глубокой и сосредоточенно-задумчивой лирикой, которая так свойственна была его художественной натуре. Самая сильная и яркая из этих симфоний — Шестая — воплощает тему революции в трагедийном, порою жертвенном плане. Глубоко искренние и взволнованные, более того — смятенные переживания художника выражены остро напряженным и драматичным музыкальным языком. В Восьмой симфонии Мясковский вновь настойчиво стремится — на этот раз в ином, более эпическом плане — воссоздать образ народа, черты его героев, проступающие как бы из глубины времен мотивы его песен и сказаний: две русские народные мелодии проходят во II части цикла, а з III—башкирский напев. Двенадцатая симфония Мясковского, написанная в 1931—1932 годах, представляет собой интересную попытку решения большой и трудной современной темы — темы русской деревни, пробудившейся к новой жизни и вступающей на путь великих преобразований.

Революционной современности посвящены были «Симфонический монумент» М. Гнесина с хоровым финалом на стихи С. Есе-нина, «Траурная ода памяти В. И. Ленина», сочиненная А. Крей-ном. В классической традиции русского программного симфонизма написаны такие произведения тех лет, как симфоническая поэма «Мцыри» М. Ипполитова-Иванова, Третья симфония А. Гедике, симфоническая картина-балет «Запорожцы» Р. Глиэра.

Нигде, пожалуй, в инструментальной музыке 20-х годов не отразилась так динамично, острохарактерно и свежо советская жизнь того времени, ее темпы, энергия, характеры, говор, ее бурное кипение и напряженный драматизм, как в великолепной Первой симфонии Д. Шостаковича. Здесь сильная и самобытная артистическая индивидуальность художника необыкновенно ярко и властно заявила о себе. Год создания Первой симфонии— 1925-й—одна из знаменательных дат в истории советской симфонической музыки.