Музыка

Спектр восприятия музыки широк по диапазону - от простого любования живым звучанием до глубокого проникновения в музыкальные смыслы, обогащающего сознание личности слушателя, а также помогающего переводу этих впечатлений в социальное действие.


Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать чувства и настроения, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Проблема музыкального восприятия связана не только с выявлением особенностей музыки, её языка, но и с углублением наших представлений о природе человека , его способностей.

В музыкознании нет ни одной проблемы, которая бы не интересовала психологию. Также, при исследовании музыки и музыкальной деятельности невозможно обойтись без применения психологических знаний. Таким образом, музыкознание во взаимодействии с психологией представляет нам возможность расширить границы познания человеческой личности.

Токката

Токката (итал. toccata, от toccare — трогать, касаться) - виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента (фортепьяно, орган) в быстром темпе, чётком ритме, обычно с преобладанием ударной аккордовой техники. Образцы фортепьянного Токката — у Р. Шумана, Ф. Мендельсона, К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича.

Органные Токката 16—18 вв. — пьесы импровизационного характера, родственные прелюдии и фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла (например, циклы Токката — фуга у И. С. Баха).

Прелюдия, прелюд (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, на пробу, делаю вступление) - инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная. Первоначально Прелюдия представляла собой небольшое вступление к какой-либо музыкальной пьесе, исполнявшееся на лютне, струнном клавишном инструменте или органе. Для Прелюдии, в особенности ранней, характерны импровизационность, свободное развёртывание, фигурационная разработка материала, применение от начала до конца единого типа фактуры, сближающее её с жанром этюда. Такие пьесы часто носили и др. названия, например преамбула, интрада, ричеркар, фантазия и т.п.

С 18 в. Прелюдии стали создаваться и как самостоятельные пьесы главным образом для струнного клавишного инструмента; в то же время, прежде всего в творчестве И. С. Баха, сложился устойчивый малый цикл прелюдия — фуга. Бах утвердил также тип большого цикла прелюдий и фуг, охватывающий все мажорные и минорные тональности (1-й и 2-й тома «Хорошо темперированного клавира»). Подобные циклы создавались и впоследствии («24 прелюдии и фуги» Шостаковича для фортепиано). Возник и цикл только прелюдий, также во всех тональностях (произведения Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, Д. Б. Кабалевского и др.).

Фантазия (от греч. phantasm – воображение) - инструментальная музыкальная пьеса, в которой важное значение приобретает импровизационное начало, свободное развёртывание музыкальной мысли. В 16 в. Фантазия для гитары, лютни и клавишных инструментов создавались как полифонические пьесы, близкие к ричеркару и токкате. В 17 в. Фантазия испытывала влияние концерта, симфонии, увертюры, сонаты, рондо. В 17–18 вв. она часто использовалась в качестве вступления к др. пьесе, например к фуге, порой и к сонате (Фантазия и соната c-moll Моцарта). В 19 в. Фантазия сближается с сонатой (2 сонаты для фортепиано «quasi una fantasia» Бетховена, в том числе «Лунная»).

Фантазии зачастую создаются как свободные варианты сонатной формы (Ф. для фортепиано Шумана, Шопена), порой по структуре близкие к симфонической поэме (Ф. для фортепиано «Скиталец» Шуберта). Одновременно получила распространение Фантазия как виртуозная пьеса, основанная на разработке (большей частью вариационной) тем из опер, балетов (Ф. для фортепиано Листа на темы из оперы «Дон Жуан» Моцарта и др.), мелодий народных песен («Фантазия на темы русских народных песен» для скрипки с оркестром Римского-Корсакова и др.).

Ричеркар (итал. ricercar, от ricercare — искать, разыскивать) - в западноевропейской музыке 16—17 вв. род полифонической пьесы имитационного склада, родственной фантазии; предшественник фуги. Название связано с тем, что имитация воспринималась как нахождение различными голосами той же темы. Зародился в Италии в лютневой музыке, позднее широкое распространение получил и Ричеркар для органа (К. Меруло, А. Вилларт, А. Габриели, Дж. Фрескобальди и др.). С конца 16 в. Ричеркар развивали главным образом немецкие композиторы (И. Фробергер, Д. Букстехуде, И. С. Бах).

Фуга

Фуга (итал. fuga, от лат. fuga — бег, бегство) - это (музыкальная), высшая форма полифонической музыки. Строится на многократных имитационных проведениях основной музыкальной темы во всех голосах (от 2 и более). В 1-й части Фуга — экспозиции — тема проходит во всех голосах поочерёдно в основной тональности (вождь) и в доминантовой, реже субдоминантовой, в современной Фуга — в любой другой (спутник, ответ). В др. голосах со 2-го проведения звучат мелодии, образующие контрапункт к ответу или к теме, они называются противосложениями.

Проведения темы обычно перемежаются эпизодами развивающего характера, называются интермедиями. Иногда краткость экспозиции компенсируется дополнительными проведениями темы и ответа; если они даны во всех голосах, то образуется контрэкспозиция. В последующих разделах обычно осуществляется тональное развитие — тема проводится в тональностях, не представленных в экспозиции; здесь часто применяются и собственно полифонические средства: стретта (род канонического проведения темы), различные виды сложного контрапункта, преобразования темы (обращение, увеличение и др.).

Окончание Фуг устойчивого характера, зачастую типа репризы. В развитии простой Фуги, в отличие от сонатной формы, не возникает производного контраста — она развивает один музыкальный образ (характер). В сложной Фуге, т. е. написанной на 2 или 3 темы (двойная, тройная Фуга), темы как бы дополняют друг друга.

Встречаются Фуги как самостоятельные сочинения; часто Фуга предваряется прелюдией, токкатой, фантазией. Нередко Фуга с предваряющими их пьесами объединяются в циклы (И. С. Бах, «Хорошо темперированный клавир»; П. Хиндемит, «Ludus tonalis»; Д. Д. Шостакович, 24 прелюдии и фуги). Нередко Фуга является одной из частей сонаты, оратории и др. многочастных произведений, а также разделом одночастной пьесы.

Фуга развилась из канцоны, ричеркара (Дж. Габриели, 16 в.) и др. старинных форм; она сформировалась в инструментальной музыке 17 в. (Дж. Фрескобальди) в пору утверждения мажора и минора при переходе от полифонии строгого стиля к полифонии свободного стиля. Высшего совершенства Фуга достигает в творчестве И. С. Баха и Г. Фуга Генделя. Во 2-й половине 18 — начале 20 вв. Фуга менее распространена, но В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, С. Франком, С. И. Танеевым и др. композиторами созданы выдающиеся образцы этой формы. В 20 в. Фуга — область особого внимания композиторов, которые реализуют в ней новейшие идеи (И. Фуга Стравинский, Хиндемит, Шостакович, Р. К. Щедрин и др.).


Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется акустикой.

Услышав какой-то звук, мы обычно можем установить, что он дошел до нас от какого-то источника. Рассматривая этот источник, мы всегда найдем в нем что-то колеблющееся. Если, например, звук исходит от репродуктора, то в нем колеблется мембрана – легкий диск, закрепленный по его окружности. Если звук издает музыкальный инструмент, то источник звука – это колеблющийся столб воздуха и другие.

Существует так называемые вихревые звуки: свист ветра в проводах, такелажа кораблей, ветвях деревьев, завывание в трубах, на гребнях скал, в расщелинах и узких оврагах. Люди издавна пользовались ими - на охоте, в быту. В Древнем Китае существовал обычай выпускать голубей с привязанными к их хвостам маленькие бамбуковые палочки. Воздушный поток, проходивший через трубочку, вызывал нежное посвистывание. Подобные звуки издает и тростниковая дудочка, которая была прообразом зародившейся в Древнем Египте флейты. Позже ее стали называть флейтой Пана - в честь древнегреческого бога лесов. 

Люди часто путают голос и речь. Преподаватели риторики старой школы, объясняя своим ученикам, как правильно говорить, уделяли при этом мало внимания владению голосовым аппаратом. Речь формируется из звуков, производимых голосовым аппаратом. Многие проблемы речи исчезают, когда улучшается голос. В наше время при тренировке голоса и речи значительно больше внимания уделяется использованию полученного от природы потенциала и его развитию, чем обучению людей говорить в несвойственной им манере.