Тембр звука

Каков будет тембр звука, зависит от того, каким способом он создаётся: колебанием ли струны или столба воздуха; каким путём вызывается: смычком, медиатором, пальцем, ударом молоточка.… И конечно от формы и материала инструмента. Один из основных составляющих музыкального инструмента – это резонатор, усиливающий и украшающий звуки.


Сложный резонатор представляет из себя и человеческий рот. Меняя его форму и объём, певец имеет возможность создавать некий основной тон - акустические колебания с определённой частотой, украшенные множеством сопутствующих звуков – обертонов.

Вот почему не только наши голоса индивидуальны, но природа порождает и людей, обладающих прекрасными голосами, голосами очень красивых тембров.


Физическая теория музыки очень интересна, и начало ей положил еще Пифагор. Он выяснил, что две одинаковые струны различной длины в одновременном звучании приятнее для слуха, если их длины относятся друг к другу как небольшие целые числа 1 : 2, 2 : 3 и т.д. Разные длины струн означают различные частоты их колебаний. Отношение 1 : 2 соответствует октаве, отношение 2 : 3 – интервалу между нотами до и соль. Этот интервал называется квинтой, 3 : 4 – квартой, 4 : 5 – большая терция, 5 : 6 – малая терция. Эти интервалы приятны для слуха. Такое звучание называется консонансом, неблагозвучные интервалы - диссонансом. В музыке нужны не только консонансы, но и диссонансы. Иначе музыка станет быстро приедаться. Диссонансы делают ее интересной и неожиданной, способной выражать различные чувства.

Каков будет тембр звука, зависит от того, каким способом он создаётся: колебанием ли струны или столба воздуха; каким путём вызывается: смычком, медиатором, пальцем, ударом молоточка.… И конечно от формы и материала инструмента. Один из основных составляющих музыкального инструмента – это резонатор, усиливающий и украшающий звуки.


Сложный резонатор представляет из себя и человеческий рот. Меняя его форму и объём, певец имеет возможность создавать некий основной тон - акустические колебания с определённой частотой, украшенные множеством сопутствующих звуков – обертонов.

Вот почему не только наши голоса индивидуальны, но природа порождает и людей, обладающих прекрасными голосами, голосами очень красивых тембров.


Физическая теория музыки очень интересна, и начало ей положил еще Пифагор. Он выяснил, что две одинаковые струны различной длины в одновременном звучании приятнее для слуха, если их длины относятся друг к другу как небольшие целые числа 1 : 2, 2 : 3 и т.д. Разные длины струн означают различные частоты их колебаний. Отношение 1 : 2 соответствует октаве, отношение 2 : 3 – интервалу между нотами до и соль. Этот интервал называется квинтой, 3 : 4 – квартой, 4 : 5 – большая терция, 5 : 6 – малая терция. Эти интервалы приятны для слуха. Такое звучание называется консонансом, неблагозвучные интервалы - диссонансом. В музыке нужны не только консонансы, но и диссонансы. Иначе музыка станет быстро приедаться. Диссонансы делают ее интересной и неожиданной, способной выражать различные чувства.

Мир, окружающий нас, полон разнообразными звуками: человеческой речью, шумом проезжающего транспорта, шелестом листьев, криками животных и птиц. Очень давно люди научились находить приятное сочетание звуков – создавать музыкальные мелодии. Чарующее действие музыкального звука породило много легенд, в которых звукам приписывались даже волшебные свойства: музыка якобы может усмирять зверей, сдвигать с места леса и скалы, удерживать потоки воды.

Уже в глубокой древности люди научились создавать музыкальные инструменты и заложили основы науки о звуке – акустики. Первые акустические опыты принадлежат древнегреческому философу и ученому Пифагору. Источником звука всегда является колеблющееся тело. Это может быть струна, камертон, столб воздуха в духовых инструментах, голосовые связки и др. Проводником звука может быть любая упругая среда. Перед Куликовской битвой князь Дмитрий Донской выехал на разведку и, приложив ухо к земле, услышал конский топот: приближалась вражеская конница. В этом случае звуковые волны распространялись по земле. Бетховен, оглохнув, слушал игру на рояле, приставив к нему одним концом свою трость, другой конец держа в зубах. Здесь проводником звука было дерево.

Но нас интересует не всякий звук, а только музыкальный. В чем его отличие? Специалисты говорят, что волчий вой и комариный писк – звуки музыкальные, а барабанный бой и стук кастаньет – просто шум. Барабанщики, конечно, не довольны, но ничего не поделаешь: такой уж приговор вынесла наука. К музыкальным звукам она отнесла те, которые обладают определенной частотой и издаются телами, совершающими гармонические колебания. И вместе с пением скрипки в эту поэтическую компанию затесался паровозный гудок.